Один из эффективных методов помощи детям, который направлен на восстановление работы высших психических функций.
Для детей от 3 до 17 лет (при условии выполнения ребёнком речевых инструкций), длительность диагностики от 1-1,5 часов. На диагностику ребенка следует приводить отдохнувшим, не переутомленным. В процессе диагностики специалист выполняет с ребенком задания, в ходе которых выявляет слабости и дефициты в работе высших психических функций. После чего специалист определяет наиболее подходящую ребенку форму занятий – индивидуальная или групповая (группа до 3 чел.).
Индивидуальные занятия проводятся при трудностях нахождения ребенка в группе, серьезных функциональных нарушениях или по желанию родителей.Нейропсихологическая коррекция проходит курсами. Один курс включает 24 занятия, занятия проводятся 2 раза в неделю (длительность занятия – 45- 50 мин.). Количество курсов (от 1 до 3) назначается с учетом выраженности проблем в психическом развитии ребенка, исходя из результатов первичной и повторной диагностики.
В базовую программу нейрокоррекционных занятий включены:
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма (нарушения ритмов организма могут привести к нарушению психического развития ребенка), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Растяжки – нормализуют гипертонус (неконтролируемое мышечное чрезмерное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка и сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Гипертонус, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции, такие дети с трудом расслабляются.
Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма, способствуют преодолению синкинезий (непроизвольных движений, сопутствующих другому произвольному или пассивному движению). Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения.
Ползание – развивает базовые сенсомоторные (одновременные и реципрокные) взаимодействия, произвольную саморегуляцию.
В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии высокой двигательной активности ребенка. (Миелинизация – процесс образования миелиновой оболочки, повышающей точность и скорость передачи импульсов в нервной системе). Известно, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития – ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела (которое связывает полушария головного мозга и способствует развитию психических функций).
Важно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно, однако, для закрепления мысли необходимо движение. В результате движения во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие занятия.
Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!
Совместная работа нейропсихолога, родителя и ребенка является обязательным условием эффективности занятий. Поэтому родители должны присутствовать на занятии. Между занятиями с нейропсихологом ребенок должен отрабатывать все задания дома ежедневно, иначе программа становится не эффективнойПосле прохождения базового курса делается повторная диагностика. По результатам диагностики могут назначаться дополнительные программы, которые разрабатываются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от испытываемых конкретным ребенком трудностей.
Нейропсихологическую диагностику проводят:
Занятия по нейропсихологической коррекции проводит нейропсихологи: